О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным...
Б. Ахмадулина
Растущая открытость общества, обусловленная научным прогрессом и пониманием человеческой сексуальности, а также новыми направлениями в поп-музыке, кинематографе, искусстве и литературе, считается основной причиной увеличения интереса к понятию власти (физического и духовного обладания) в личных взаимоотношениях (BDSM или S&M). Сложно определить, действительно ли возрос интерес к этой теме, или же предмет стал более открыто обсуждаться и освещаться. Ведь и сам интерес никогда не был измерен количественно, так как в этой области никогда не проводилось серьезных статистических исследований. Общепринятое мнение, однако, состоит в том, что увеличилось количество людей не столько этим занимающихся, сколько более не боящихся открыто и спокойно обсуждать тему доминирования-подчинения.
За последние 10 лет организации, активно работающие в сфере BDSM, отметили растущий интерес к этому явлению, ведущий в свою очередь к постоянно увеличивающейся информационной потребности. Средства массовой информации и видеоклипы все больше и больше внимания уделяют как вопросам эротизма и сексуальности в целом, так и концепции властных игр, что безусловно способствует росту тенденции. В результате специалисты - психоаналитики, психологи, врачи - терапевты, работники горячих телефонных линий, социальные работники, сотрудники центров сексуальных консультаций, сексологи, а также политики и служители правосудия все чаще сталкиваются с ситуациями, имеющими прямое или косвенное отношение к явлению властных игр.
Употребляя такие термины, как "властные ролевые игры", "доминирование", "подчинение", "садизм" и "мазохизм", "золотой дождь", "госпожа", фистинг - мы проводим четкую грань между BDSM-отношениями, основанными на свободном определении обоих партнеров при вступлении в контакт, и нежелательными моделями поведения (агрессия, жестокость, насилие), к которым мы относимся крайне негативно.
BDSM-отношения - это, по сути, социальная ролевая игра, вращающаяся вокруг элемента силы (власти), который в свою очередь является неотъемлемой частью любых человеческих взаимоотношений. Следовательно, несмотря на достаточно распространенное мнение, она отнюдь не является сексуальной игрой в чистом виде. В действительности многие люди назовут это образом жизни, и, с точки зрения социологии, это явление можно определить даже как отдельную культуру или, как минимум, субкультуру. Властные ролевые игры выявляют элемент силы, концентрируются на нем и используют энергетическую динамику отношений между партнерами в качестве одного из инструментов построения и формирования взаимоотношений. Обычно (не всегда) это связано с сексуальными отношениями между партнерами, но отнюдь не ограничено этими рамками.
Что отличает BDSM и властные ролевые игры от нежелательных социально опасных форм поведения, так это свободное определение обоих партнеров при вступлении в отношения, основанные на передаче власти над собой партнеру. Это общепризнанно психиатрическим сообществом, в частности Диагностическим и Статистическим Руководством по умственным расстройствам - 4-е издание, опубликованное Американской Психиатрической Ассоциацией в 1992 году. Выбор партнерами формы отношений и своей роли в этих отношениях является добровольным Такие отношения обычно основываются на глубоких личных эмоциях и должны быть безопасными, здравыми и добровольными, базируясь на взаимном уважении, доверии и (не всегда) любви. Кроме того, партнеры по BDSM-отношениям должны придерживаться определенного свода правил, известных как основные концепции обмена властью. Это обсуждение нужд, потребностей и эмоций друг друга и установление определенных эмоциональных и физических границ. Другими словами, BDSM-отношения являются ролевой игрой со свободным, добровольным участием, в отличие от любой другой ситуации, где один из партнеров не имеет права выбора либо вынужден играть какую-либо роль.
К сожалению, о BDSM часто судят или пишут, пользуясь устаревшими определениями, сформулированными такими авторами, как Krafft-Ebing, Freud, Schrenk-Notzing, Lacassagne, Thoinet и Eulenburg, и часто датируемыми прошлым веком. В результате понятия доминирования и подчинения в контексте властных ролевых игр часто описываются как "садизм" и "мазохизм", терминами (и клиническими определениями), которые были разработаны для описания умственных расстройств, а не сексуального поведения. Увы, в течение нескольких десятилетий все так или иначе пытавшиеся описать явление властных ролевых игр пользовались (а многие и до сих пор пользуются) этими определениями, лишь усложняя и без того неприятную путаницу в терминологии, ставшей основой для стереотипов и социального остракизма.
Вполне очевидно, что явление BDSM-отношений крайне трудно описать в нескольких словах, особенно учитывая индивидуальный характер и направленность подобных отношений. Ни одна из пар или ситуаций, задействованных в них, не похожи друг на друга, что делает задачу описания этого феномена несколькими простыми терминами практически невозможной. Любое упрощение автоматически приведет к чрезмерной простоте и, следовательно, к созданию стереотипов. Например, мазохизм, как стремление отдать свое тело во властвование партнеру, часто путают с алголагнией (любовью к боли). Боль может, но не обязательно должна быть эротической составляющей. Использование боли в эротических играх - всего лишь один из многочисленных ритуалов или действ, принятых в рамках BDSM-отношений. Причинение боли не несет в себе стремление нанести партнеру сколько-нибудь серьезный или (тем более!) непоправимый вред. Хорошим примером этому может служить использование такого предмета, как страпон.
Так называемый "синдром надежного убежища" еще более запутывает восприятие стороннего наблюдателя. Сообщество BDSM, как правило, отличается очень большой терпимостью, в результате часто становясь временным убежищем для тех, кого привлекают лишь отдельные аспекты подобных взаимоотношений и толерантность группы сама по себе. Таким образом, сообщество переполнено не только приверженцами алголагнии, трансвеститами и фетишистами, но и людьми из абсолютно других областей, например, поклонников отдельных направлений научной фантастики.
Символизм почти во всех его формах и проявлениях, имеющих то или иное отношение к понятию силы (власти), является, пожалуй, основным инструментом, присущим явлению BDSM-отношений. В силу этого для подобных взаимоотношений характерно целое разнообразие элементов, "заимствованных" из других, так сказать, сексуальных отклонений, что само по себе вполне логично. Пытаясь быть не дискриминационным, но зачастую излишне политически корректным (тип социального поведения, характерный для любой группы, которая сама является объектом дискриминации и остракизма), BDSM-сообщество не смогло отделиться полностью от других сообществ. Только недавно различные подгруппы внутри него, например, гомосексуалы, использующие властные игры, начали постепенно самоопределяться и изучать свои культурные и идеологические различия и особенности.
Проблема
Случается, что даже специалисту не всегда удается распознать и идентифицировать проблему или вопрос, относящийся к явлению BDSM. Возможно, у Вашего клиента есть проблема или ряд проблем, тем или иным образом связанных со скрытыми или латентными эмоциями, характерными для концепции BDSM отношений. Только задавая вопросы и продолжая процесс самообразования, современные специалисты смогут оказать адекватную помощь своим клиентам.
Проблемы, связанные с BDSM-отношениями, могут быть определены следующими вопросами:
Последняя категория, сводящаяся к вопросам типа "как это делать", "что безопасно, а что нет", как правило, освещается только специализированными СМИ и BDSM-организациями, хотя разделы, касающиеся охраны здоровья и некоторых аспектов безопасности могли бы значительно выиграть от серьезного участия специалистов-медиков.
Самоопределение
Проблемы, связанные с осознанием своих интересов, обычно возникают по трем основным причинам. Первая - это общественное табу, выражающееся в страхе быть отвергнутым, встретиться со стереотипным отношением, предвзятостью и откровенным осуждением. Второй причиной во многих случаях становится система сексуального образования, которая полностью отрицает, а зачастую и гневно осуждает альтернативные формы эротизма. Людям вообще очень сложно примириться с собой и своими эмоциями, не говоря уж о том, чтобы обсуждать их с другими.
Возможно, одним из самых ярких проявлений невежества в сфере сексуального образования являются информационные кампании о ВИЧ и СПИДе, проводящиеся во многих странах. Некоторые виды деятельности, присущие BDSM-отношениям, носят специфический характер и не связаны с прямым телесным контактом. Однако, с точки зрения исследователей ВИЧ, все виды контактов, несущие риск случайного заражения через кровь, как-то сильная порка, пирсинг, игра с холодным оружием или мелкие повреждения кожи, являются потенциальными источниками заражения. Тем не менее, этим действиям не уделяется абсолютно никакого внимания. Не имея прямого отношения к сексуальному акту или другим непосредственным генитальным контактам, подобные действия никогда не упоминаются в информационных кампаниях. Выявление рисков и разработка соответствующей информации становятся задачей небольших групп, специализированных СМИ и частных лиц. Учитывая тот факт, что по данным соответствующих исследований не менее 30% взрослого населения, независимо от пола и сексуальных предпочтений, так или иначе, практикуют элементы BDSM, можно сделать вывод, что основная целевая группа информационных кампаний осталась совершенно неохваченной в этом вопросе.
Другой пример: недавние исследования в различных европейских странах выявили необъяснимо резкий рост носителей заболеваний, передающихся половым путем. Только после настойчивых расспросов со стороны участников BDSM-сообщества исследователи неохотно признали, что альтернативные формы сексуальных предпочтений не были включены в отчет, так как "считались слишком незначительными для оказания влияния на общий результат". На вопрос, имелись ли у них какие-то реальные цифры о количестве людей с нестандартными сексуальными предпочтениями, был получен ответ, что исследователи даже не пытались определить их точное число, заранее предположив, что показатель будет невелик.
Третья причина возникновения проблем, связанных с самоопределением, зачастую носит индивидуальный характер: многие люди боятся своих эмоций, не могут их понять, и вследствие того опасаются быть отвергнутыми партнером, друзьями или обществом в целом. Самоанализ, опасения получить негативную оценку и даже сомнения в собственном душевном здоровье являются прямым следствием господствующих стереотипов и дезинформации, так как страх быть отвергнутым или осужденным отсекает множество потенциальных возможностей рассказать о своих необычных предпочтениях своим близким людям, т.е. родителям, друзьям или партнерам. Сталкиваясь с подобными эмоциями в раннем возрасте, большинство людей начинает искренне опасаться, что они становятся садистами или просто ненормальными. Недостаточно информированное, сенсационное или гипертрофированное освещение событий в средствах массовой информации также способствует укреплению уже существующих стереотипов. Недостаток доброкачественной непредвзятой информации по этому вопросу не позволяет огромному количеству людей открыто изучать и анализировать свои чувства.
Еще один дополнительный барьер создается законодательными положениями многих стран, практически лишающими специализированные организации и СМИ возможности предоставлять серьезную информацию на эту тему. Во многих государствах вся информация, имеющая отношение к BDSM, считается противозаконной, а иногда и порнографической, вынуждая распространителей действительно серьезных и адекватных данных не только бороться с клеймом "порнография", но и уходить в подполье в поисках альтернативных путей работы. Стороннему наблюдателю (каким также является каждый новичок, заинтересовавшийся темой BDSM) становится крайне трудно найти надежную, проверенную информацию и отличить ее от выдумок и порнографии. Даже в самых либеральных странах мира самыми распространенными источниками этой информации до сих пор остаются секс-шопы, практически недоступные женщинам и несовершеннолетним.
Все это ведет к дезинформации либо к крайне ограниченным и однобоким представлениям, усложняя и без того нелегкий вопрос самоопределения.
Осознание, принятие и обсуждение собственных интересов и эмоций, связанных с понятием BDSM, было, есть и остается самой важной и сложной проблемой. Практически каждый, испытывающий подобные эмоции, рано или поздно сталкивается с проблемой самоопределения. В течение долгого времени эти эмоции остаются невыраженными, и люди часто опасаются, что они сошли с ума, или что они одни на свете испытывают подобные чувства. Выразить эти чувства, по их мнению, значит подвергнуться риску осуждения со стороны близкого человека, работодателя, соседей, родителей, друзей, семьи и детей. Во многих странах для таких страхов есть реальные основания. Многие даже боятся гневного осуждения и неприятия со стороны людей, к которым необходимо обратиться за помощью, не говоря уж о страхе потерять детей и работу.
Гомосексуалисты, те, кто уже столкнулся с проблемой самоопределения, имеют как правило меньше проблем в этой области. Таким образом, ситуация с самоопределением имеет столь большое значение только для гетеросексуалов, и в конечном итоге не может рассматриваться как такая уж не решаемая проблема. У гетеросексуалов никогда не было проблем с определением своей сексуальной ориентации, и только пожилым и несовершеннолетним людям характерно стесняться своих эмоций в страхе остаться в одиночестве.
Самоопределение - территория тех, кто знает, что это такое, и кто прошел через это, иными словами, это дело людей и организаций - приверженцев BDSM. Они не только помогут разрешить проблему, но и расскажут искренне заинтересованному человеку о том, что он или не одинок в своих пристрастиях, и это может стать действительно серьезной помощью и поддержкой новичкам. Кроме того, в отличие, например, от профессиональных психоаналитиков, члены таких организаций сами испытывали подобные эмоции (и иногда сами сталкиваются с такими же социальными опасностями), и общение с ними представляется начинающим значительно менее опасным.
Проблемы взаимоотношений
Проблемы взаимоотношений обычно возникают по двум основным причинам: один из партнеров слишком боится разрушить отношения, заведя разговор на тему BDSM, либо этот партнер уже отвергнут, или не понят в том случае, если такой разговор все же состоялся. Эти элементы могут также стать причиной конфликтов между родителями и детьми.
Важно отметить, что примерно 30% людей, которых привлекают или очаровывают формы BDSM-отношений, впервые почувствовали в себе этот интерес в очень раннем возрасте, с 5 до 12 лет. Более половины сообщества в целом ощутили подобные эмоции, не достигнув и 18 лет. Учитывая то, что между первым осознанием таких чувств и первыми осторожными шагами в этом направлении проходит в среднем 10-20 лет (в течение которых эмоции, как правило, держатся в тайне, но оцениваются человеком как нечто очень личное и важное, хоть и пугающее), постоянно усиливающиеся трудности людей, испытывающих такие чувства, вполне очевидны.
Во многих случаях, проблема "как выйти в свет" (или не выходить совсем, или уже слишком поздно) становится источником всех последующих сложностей. Зачастую люди слишком долго хранят эти чувства в себе, даже не решаясь о них заговорить. Страх быть отвергнутым и постоянная концентрация на таких мыслях и эмоциях постепенно создают взрывоопасную ситуацию. Особенно, если уже существующие близкие взаимоотношения между этим человеком и его/ее партнером недостаточно полны и не допускают открытого и честного разговора на эту тему.
Проблемы взаимоотношений внутри пары могут принимать формы, практически несовместимые с властными играми: это раздражительность, нехватка сексуального интереса, измены на стороне и посещение проституток. Все это может лежать в основе подсознательного чувства вины, а последние два пункта также вызвать и определенные финансовые проблемы. В отдельных случаях, даже если партнеры могут рассказать о своих чувствах друг другу, их социальное окружение не позволяет дать нужный выход эмоциям. Препятствиями к этому могут стать и дети, и влияние соседей и близких, или просто откровенный страх перед последствиями.
Налаживание контактов и самоанализ
Сложности, связанные с налаживанием контактов и знакомств, так же как и проблемы одиночества или расставания, обычно становятся закономерным результатом трех вышеописанных проблем. Кроме того, люди часто переоценивают важность своих эмоций, связанных с BDSM, и поэтому долго не могут найти себе партнера по вкусу. Решаема эта проблема или нет, зависит только от самооценки и самоуверенности конкретного человека...
С точки зрения профессиональных психологов, подобного рода проблемы, как правило, выражаются в конфликтных взаимоотношениях, разводах, асоциальном поведении, одиночестве, сексуальных и семейных неурядицах, пьянстве и наркомании, уходе в мир иллюзий, а зачастую и в попытках самоубийства. В раннем возрасте на это также могут указывать сложности в усвоении учебной информации и в общении со сверстниками.
Сомневаясь, являются ли эмоции BDSM нормальными или хотя бы приемлемыми, многие люди также пытаются отделять подобные чувства и соответствующее поведение от своего обычного образа жизни, видоизменяя свою индивидуальность для подобного "тематического" общения, вплоть до использования других имен и иной модели социального поведения. Такие попытки "внести ясность" и разобраться в собственных чувствах могут привести к временному или постоянному раздвоению личности.
Очень специфичной формой симптоматичного поведения, возникающего в результате недостатка контактов, является ауто-СМ, который сам по себе совершенно безвреден. Однако, люди, боящиеся быть отвергнутыми или уже столкнувшиеся с этим, могут не только начать экспериментировать с собой, но и попытаться таким образом воплотить в себе обе роли, доминирующую и подчиняющуюся, в конечном итоге полностью уходя от своих изначальных чувств и эмоций. Это также может привести к таким серьезным умственным расстройствам, как раздвоение личности, не говоря уже о постоянном чувстве вины.
Еще один момент, требующий пояснений: в период взросления сексуальные эксперименты вполне нормальны и обычны. Они могут включать в себя и эксперименты, имеющие отношение к явлению BDSM - например, самосвязывание. Однако это само по себе не является гарантией того, что эмоции, связанные с BDSM, уже оформились или что они обязательно разовьются в будущем.
Людям, испытывающим эмоции BDSM, зачастую свойственно подвергать сомнениям не только свои чувства, но и самих себя. Страх "превратиться в садиста", а то и в "монстра" присущ очень многим людям. Учитывая тот факт, что во многих случаях подобные чувства проявляются еще в очень юном возрасте, они могут стать источником серьезных проблем. Многие боятся, что раз ступив на этот путь, они не смогут довольствоваться малым, им будет нужно все больше и больше. Источниками таких опасений являются социальные табу, стереотипы, предрассудки и предвзятое законодательство в сочетании с неполным, а зачастую и откровенно невежественным сексуальным образованием.
Эти страхи - возможно, вынашиваемые так же долго, как и сами эмоции - могут привести к отчуждению людей от их социального окружения и потере связи с действительностью.
BDSM и другие модели сексуального поведения
Значительное количество людей, испытывающих эмоции BDSM, сочетают их с другими формами сексуальной ориентации. Наиболее распространенными компонентами здесь являются фетиш, предметами которого могут быть кожа, резина и латекс, нижнее белье, высокие каблуки, некоторые формы смены ролей и полов и переодевание, а также строго ориентированные ролевые игры, такие как доктор/пациентка, учитель/ученица, гувернантка/воспитанник, дядя/племянница. Обмен партнерами, эксгибиционизм и формы групповых сексуальных отношений тоже могут сочетаться с BDSM.
Важно понимать, что вышеперечисленные формы сами по себе не являются частью отношений в рамках BDSM, а используются главным образом для того, чтобы в том или ином виде усилить выражение силового элемента власти. Порнография, увы, заставит всякого поверить в то, что уролагния и копролагния являются более или менее стандартными элементами BDSM, так же как, например, и алголагния (любовь к боли). Однако эти два вида сексуальных предпочтений отнюдь не являются характерными для отношений в рамках BDSM, за исключением некоторых отдельных, индивидуальных случаев.
Кроме того, люди, вовлеченные в BDSM отношения, могут испытывать весьма разнообразные фантазии, и их активное участие в таких отношениях вовсе не означает, что они намерены полностью реализовывать все элементы своих фантазий. Как правило, на практике фантазии так ими и остаются, а активная игра включает в себя только часть фантазий или другие компоненты, стимулирующие или инициирующие дальнейшие мечты. Это особенно характерно для гетеросексуальных BDSM отношений, где доминирующую роль играет мужчина.
Гомосексуальное сообщество более открыто признает свои нетрадиционные предпочтения, однако неверно будет предполагать, что BDSM-отношения являются большей частью "игрой для голубых". Исследования, проведенные журналом Cosmopolitian в 1997 году, показывают, что 43 процента американских гетеросексуальных пар думали или активно практикуют спанкинг (spanking) во время занятий сексом; 36 процентов используют связывание, 9 процентов - порку, и 7 процентов - урофилию. В Европе, в среднем 25% взрослого населения имеет или имели фантазии, относящиеся к BDSM (по данным Intomart and NIPO 1994). Порнография и проституция, наиболее открыто демонстрирующие проявления BDSM, тем не менее, создают очень стереотипную картину, отнюдь не отражающую реалии подобных отношений.
Детский и юношеский травматизм имеют место в сообществе BDSM ничуть не в большей степени, нежели чем в любом другом сегменте общества. Точно так же, как и другие существенные факторы в жизни людей - будь то родители, образование, социальное окружение, религия и т.д. - оказывают влияние на развитие ребенка, побои и травмы в детском возрасте также могут отразиться на развитии уже существующих, но пока еще латентных BDSM-эмоций ребенка. Однако, вопреки давнему и достаточно распространенному мнению, избиения, унижения и дискриминация в детском и подростковом возрасте отнюдь не являются "первопричиной" развития эмоций, относящихся к BDSM. Детский и юношеский травматизм сам по себе не характерен для взаимоотношений, свойственных BDSM, так как он скорее рассматривается как фактор формирования личности, да и сами такие отношения не должны использоваться в качестве псевдотерапевтического инструмента. Потребность во внимании ни в коем случае нельзя путать с моделью сексуального поведения, присущей BDSM.
Потенциальным фактором риска в этой области является то, что в результате близости, интенсивности и особой энергетической динамики в отношениях между партнерами BDSM отношения могут принять нежелательный терапевтический характер. В результате люди отказываются или же просто не обращаются за профессиональной помощью, опасаясь, что психолог не сможет их адекватно понять, и взамен перекладывая весь груз своих проблем на доминирующего партнера.
Как и когда впервые появляются эмоции, присущие BDSM?
"Общих правил" в этой области практически не существует. Ни одна из многочисленных теорий на этот счет, увы, не подкреплена фундаментальными научными исследованиями. Все научные публикации на эту тему были подготовлены либо индивидуально, либо очень небольшими группами соавторов, в то время как должное широкомасштабное исследование до настоящего времени не проводилось ни разу. Более того, почти все научные публикации посвящены людям, обращавшимся за профессиональной помощью, и методам их "лечения", а отнюдь не тем, кто сумел найти свое место в жизни и кто способен принимать собственные разумные, безопасные и добровольные решения. Поэтому ответа на вопрос, как и когда возникают эти чувства, попросту не существует, да он и не столь важен преобладающему большинству людей, практикующих такие отношения.
Результаты недавних исследований в различных областях медицины и молекулярной биологии указывают на целый ряд генетических и биологических параметров, которые вполне могут быть значительно более важны в определении модели сексуального поведения и сексуальных предпочтений, нежели чем чисто психологические факторы. Становится очевидным, что влияние различных гормонов (адреналина, эндорфинов, стероидов, феромонов и др.) играет важную роль в поведении, присущем BDSM.
Возрастные рамки возникновения эмоций BDSM также принципиально разнятся. Как уже упоминалось, недавнее и еще неоконченное исследование EPEIC показывает, что порядка 50% опрошенных припоминают возникновение подобных мыслей задолго до своего 18-летия, а большинство - даже до достижения 12 лет. Первоначально эти эмоции могут проявиться и в пять, и в шесть, и семь лет. Есть люди, у которых такие чувства впервые развиваются или обнаруживают себя в более взрослом возрасте, как правило, после развода или каких-либо других значительных изменений в укладе жизни. Еще одна категория эмоционально реагирует на внешние импульсы или стимулы, например, прочитав книгу или посмотрев фильм.
Сколько нас?
Отсутствие фундаментальных исследований и показателей крайне осложняет определение количества людей, практикующих или интересующихся явлением BDSM. Мы можем использовать некоторые данные других опросов, однако ответить на вопрос о том, например, сколько людей испытывают подобные фантазии и сколько из них воплотят их в действительность, практически невозможно. Даже вышеуказанные цифры, полученные в результате национальных опросов в различных странах, в лучшем случае являются приблизительными.
Также нет точных данных о том, сколько существует доминантов и сколько склонных к подчинению, или каково соотношение между мужчинами и женщинами в этих категориях. Тем не менее, основываясь на практическом опыте, BDSM-организации пришли к следующим предварительным выводам (применительно к гетеросексуалам):
Необходимо отметить, что в мире BDSM строгое разделение на доминантов и подчиняющихся (сабов) присутствует не всегда. Многим людям, которых обычно называют свичи (switches), той или иной форме и степени импонируют обе роли.
В большинстве случаев женщины концентрируют такие чувства и эмоции только на одном (или единственном) партнере, в то время как мужчины скорее уделяют максимум внимания BDSM как таковому. Однако, это очень общее и во многих индивидуальных случаях неверное наблюдение.